Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Что такое Аюрведа, ее основные понятия и принципы

Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Аюрведа – это наука о естественной жизни, дающая знания о поддержании здоровья и лечении болезней. Специалист-консультант по Аюрведе Татьяна Папшева предлагает начать наше с вами совместное изучение древнеиндийской медицинской науки со знакомства с самыми ее азами.

О Татьяне  Папшевой, соавторе MartaThai.ru читайте здесь.

В нижеследующей статье мы рассмотрим:

  1. Определение Аюрведы.
  2. Происхождение аюрведической науки и святые писания, в которых она излагается.
  3. Цели человеческой жизни, согласно Аюрведе.
  4. Уровни здоровья.
  5. Базовые принципы Аюрведы.

Аюрведический врач никогда не признает пациента полностью здоровым, если тот не светится счастьем и удовлетворенностью от жизни. Официальная медицина разделяет понятия “физическое здоровье” и эмоциональное, психическое. Причем, слишком далеко друг от друга.

Что такое Аюрведа, откуда “взялись” ее знания

Вот определение Аюрведы, приведенное в одном из ведических канонов – «Чарака-самхите» (ЧС):

«Науку, описывающую полезную и бесполезную, счастливую и несчастную жизнь, меры пользы и вреда для жизни, а также описывающую и саму жизнь, называют  Аюрведой».

Аюрведа не является теорией, принадлежащей какому-то одному древнему ученому. Это объемная частью ведических знаний, которые записаны в авторитетных источниках. Возраст их оценивается в пять тысяч лет, хотя на деле они не имеют возраста и являются частью этого мира.

Если придерживаться ведической точки зрения о создании мира Творцом, то про Веды можно сказать, что они «инструкция по использованию Мира», которую Творец приложил к «изделию». Следовательно, Аюрведа как наука о жизни получена напрямую от самого Творца, ее знания являются предельно точными.

Один из главных принципов ведического знания – «место–время–обстоятельства». Это значит, что знания, использованные с учетом этих категорий, будут гарантированно работать и приносить пользу независимо от страны и эпохи их применения.

История содержит упоминания об отдельных трудах по Аюрведе. Три самых важных, авторитетных и известных аюрведических текста, которые являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных трудов по теме – «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита»  и «Аштанга-хридайам-самхита».

Аюрведа оказала большое влияние на развитие китайской, тибетской, арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения и специи  морскими и сухопутными торговыми путями везли в страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Вместе с целебными травами по миру распространялись и аюрведические знания.

Основоположники различных медицинских школ адаптировали Аюрведу к национальной специфике своих стран: традициям, образу жизни.

Здоровый человек – тот, чье чувство счастья постоянно и постепенно увеличивается

Аюрведические знания проникали в Грецию. В 326 году до н.э. Александр Македонский вторгся в северную Индию. Император был поражен искусством местных целителей и, уходя, увез некоторых врачей с собой в составе своей свиты.

Ещё в XIX веке немецкие специалисты перевели из трактата «Сушрута-самхита» описание пластических операций по восстановлению повреждений лица, что положило начало развитию современной пластической хирургии.

И сегодня пластические хирурги во всем мире считают Сушруту отцом своего искусства.

Интересный факт, подтверждающий авторитетность знаний Аюрведы: современная ассоциация хирургов США носит имя «Сушруты» – автора одного из канонов Аюрведы «Сушрута самхита».

В настоящее время Аюрведа официально применяется и пользуется государственной поддержкой наравне с западной европейской медициной в ряде стран: Индия, Шри-Ланка, Непал. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) признает ее традиционной медицинской системой наряду с тибетской и китайской медициной.

 Аюрведа, как наука о жизни даёт определение Жизни и то, для чего нужна жизнь.

«Жизнь – это соединение тела, органов чувств и органов действия, ума и души».

Для чего нам здоровье? Оно нужно, чтобы осуществить полноценную жизнь. Цели полноценной жизни также определяются в Аюрведе. В “Аштанга Хридаям Самхите” (АХС) написано:

«Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения четырех целей: своего предназначения, материального благополучия, удовлетворения потребностей чувств и освобождения от невежества, – должен с глубокой верой обратиться к учению Аюрведы».

Цели человеческой жизни и уровни здоровья

Согласно Аюрведе, цели человеческой жизни выходят за пределы чисто материальных интересов.

Здоровье – фундамент для достижения всех 4-х целей. Каждая следующая опирается на предыдущую и не достижима без нее. Как справедливо утверждение, что здоровье необходимо для достижения указанных целей, так справедливо и обратное утверждение, что, следуя пути достижения этих целей, человек обретает здоровье.

Уровни здоровья, определяемые в Аюрведе, согласуются с целями жизни. Определяется 4 уровня здоровья:

  • Арогья – отсутствие физических страданий. Первый уровень здоровья подразумевает, что человек не имеет телесных недугов, болей, воспалений и т.п., хорошо чувствует себя соматически. Это базовый уровень, основа для следующих.
  • Сукхам – мирское счастье, удовлетворение от социальной деятельности. Подразумевает удовольствие, которое человек получает от своей профессиональной деятельности, материальное благополучие, гармоничные взаимоотношения на работе, в семье, в кругу друзей и близких. Именно второй уровень здоровья тесно связан с реализацией первой цели жизни – своего предназначения, или дхармы.
  • Свастха – понимание собственной природы. Человек должен осознать, что материальная и духовная природа отличны друг от друга. Материальность – наше физическое тело и его метафизическая тонкоматериальная оболочка: чувства, ум и разум. А духовная природа – это то, что в русском языке называется Душой. Она подразумевает индивидуальность.Материальные воплощения временны, но Душа – вечна. Свастха – есть понимание своей природы внутренней и внешней, материальной и духовной, осознание смысла жизни и временности всего происходящего. Все это дает возможность адекватно реагировать на любые события, дает психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере. Свастха тесно связано с четвертой целью жизни – освобождением от невежества.
  • Ананда – счастье, радость, благополучие. Это очень высокий уровень здоровья, наделяющий человека духовным счастьем. Духовная радость и благоденствие подразумевают, что человек постоянно испытывает чувство счастья, удовлетворенности, что бы ни происходило. Более того, это чувства постоянно и постепенно увеличиваются.

Подавляющее большинство людей находятся на первом уровне здоровья, несколько меньше – на втором, ещё меньше – на третьем, и единицы – на четвертом.

Вкусные аюрведические лекарства – специи

Современная трактовка здоровья от ВОЗ очень близка к аюрведическому его пониманию, однако второе отличается наличием четкого определения целей человеческой жизни.

Без цели нет движения, наличие же цели также дает человеку возможность быть здоровым. Аюрведический врач, общаясь с пациентом, обращает внимание на все четыре аспекта здоровья и помогает достичь успеха в каждом из них.

В противном случае здоровье будет не полным.

Базовые принципы Аюрведы

Аюрведа провозглашает следующие основные подходы и принципы.

  1. Учет духовного и материального аспектов бытия, личностный подход к природе человека, а значит и лечению. Каждый из нас обладает индивидуальностью. Реализация уникального таланта – одной из главных задач нашей жизни и целей Аюрведы.
  2. Холистичность, или целостность. Организм рассматривается не как сумма органов и систем, а как целое, где существует четкая взаимосвязь между тканями, органами и системами.
  3. Психосоматический подход. Наш эмоциональный статус оказывает влияние на состояние тела, на весь организм, болезнь является следствием изменений нашей психики. Мы пытаемся уйти от наших проблем. Но осознать их, понять причину – значит наполовину победить болезнь.
  4. Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией.
  5. – Персональный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности. В этом отношении нам помогает знание о типах конституции. Теория «Тридоша» – знание о психофизиологическом строении организма, основанное на концепции телесных и умственных свойств.
  6. – приоритет профилактики над лечением, акцент на образе жизни.а) Ахара – «то, что проникает в нас» – питаниеб) Вихара – распорядок, режим дня, недели, месяца, жизни

    в) Аушадха – «лекарство, несущее свет (исцеление)». Но даже очень хорошее лекарство, если не используются первые два компонента, не излечивает или воздействует малоэффективно.

  7. Натуропатический подход, когда для лечения или профилактики болезней используются средства естественного, природного, натурального происхождения – травы, минералы, продукты животного происхождения, солнце, воздух, вода и т.д. Причем, Аюрведа лечит противоположным – аллопатически, в отличие от лечения подобным – гомеопатии. 
  8. Диагностика заболеваний на ранних стадиях. То, что современная официальная медицина считает собственно заболеванием, в  Аюрведе является уже пятой стадией его проявления.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d5b97670ef8e700adae09f6/chto-takoe-aiurveda-ee-osnovnye-poniatiia-i-principy-5d857f1e2fda8600adc8ae46

Аюрведическая медицина и лечение

Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Некоторые исследователи считают аюрведу псевдонаукой, обычным кликушеством, в лучшем случае паранаучным учением. ВОЗ относит её к народной медицине. Это учение затрагивает проблему, имеющую огромное значение для всего человечества. Она заложена в самом слове «аюрведа». С санскрита его можно перевести как науку о жизни. И не просто о жизни, а долгой жизни.

Основные принципы и цели аюрведы

Аюрведическая медицина предполагает ряд мер, направленных на укрепление здоровья. Они считаются альтернативным вариантом традиционной медицины и ориентированы не только на прямое воздействие на какой-либо патологический очаг, но и на достижение общей гармонии, включающей также душевную лёгкость, так называемое «непрерывное счастье».

«Чарака-Самхита», древний индуистский медицинский трактат по аюрведе, рассматривает любого человекав  виде части Вселенной. Связь с ней имеет мистический характер, при определённых условиях ведущий к возрождению телесного начала при помощи ума и души, которые способны корректировать органы восприятия и приостанавливать процессы старения и смерти.

Опираясь на эти воззрения, индийская медицина – аюрведа выработала целый комплекс мероприятий, призванных защитить организм от преждевременного разрушения.

В сочетании непосредственно с лечебными средствами и здоровым образом жизни они включали в себя умственное и духовное развитие, без которых невозможны социальный комфорт и спокойное существование, потому что окружающая среда и есть основной источник разрушительных стрессов.

Практическая эффективность существующих медицинских методик данного учения не вполне очевидна.

В научном мире это объясняется как недостатком фактического материала, свидетельствующего в пользу аюрведы, так и наличием сомнительных данных, говорящих об искусной подтасовке позитивных результатов, нежели о действительном выздоровлении пациентов.

Также целители часто используют при лечении аюрведой препараты, содержащие соли тяжёлых металлов, в больших дозах способные вызвать серьёзные заболевания почек и печени, а также аллергию.

Истина находится где-то посередине между позитивом и негативом.

Рациональное зерно аюрведы, как и любого учения с оттенком религиозности, отталкивается от убеждения каждого человека в том, что существует возможность продления жизни, хотя бы потому, что есть такое желание.

А желанием управляет разум. Остаётся только научить разум целенаправленно направлять желания в нужное русло. Что и является целью аюрведческой медицины.

История возникновения Аюрведы

Согласно легенде, возникшей в Индии и отмеченной в Ведах, составлявшихся на протяжении XVI-V веков до новой эры, Аюрведа как медицинская наука стала плодом размышлений семи мудрейших святых, которые сумели проникнуть в тайны Вселенной и обрести всеобъемлющие познания о жизни. Один из этих мудрецов, Бхарадваджа, получил свои знания через посредство бога войны Индры от Аршвинов, близнецов. Они стали великими врачевателями с помощью самого Брахмы, верховного бога, поведавшего тайны медицинской науки их покровителю, богу Дакше.

Основателем аюрведы, по преданиям, стал Дханвантари. Он упомянут в Ведах и в трактате Бхагавата-турана.

Его вклад в медицину заключался не только в молитвах и в здоровье своих подопечных, хотя это считалось изначально важным.

Дханвантари обладал еще и обширными познаниями в консервативных и оперативных способах лечения различных болезней, травм. Им впервые использовались в качестве антисептика хна, куркума, поваренная соль и травы.

Наиболее полные, уже относительно научные сведения, касающиеся медицины, встречаются в «Атхарваведе» – «Веде заклинаний», последней из четырех. Перед ней последовательно, следуя определённой логике, появлялись остальные:

  • «Веда гимнов» (Ригведа);
  • «Веда жертвенных формул» (Яджурведа);
  • «Веда песнопений» (Самаведа).

Атхарвана в отличие от гуморальной теории древних греков, где человеческое здоровье было зависимо от равновесия в теле человека 4 «гуморов» (жидкостей) — крови, флегмы, черной и желтой желчи, которым соответствовали 4 стихии: воздушная, водная, земная и огненная, не только указала на причины болезней, но и нашла конкретные лекарства для их устранения. Она сделала такую попытку.

«Атхарвану» дополнили «Сушруты», тоже медицинский трактат, но созданный несколько позже, в пураническую эпоху. Опираясь на достижения предшественников, авторы нового учения развили их опыт.

Так они предположили, что причиной распространённой в те времена проказы являются не вода, воздух, огонь или земля,– стихии, на влияние которых обычно ссылались в древности, характеризуя здоровье, а маленькие, не заметные глазу существа – микробы.

Для избавления от них предлагалась раджаниа ушадха – лишайник, имеющий свойства антибиотика.

Именно так на протяжении целых эпох вырабатывался основной принцип аюрведы: сначала находилась причина болезни, затем методом проб и ошибок определялись средства для её устранения. Одновременно изучались возможности внутренней жизненной энергии человека, которая отвечает за его физиологию и психическую деятельности. Эта энергия получила название «доша».

Научные источники Аюрведы

Базовой теоретической основой учения являются девять научных трудов:

  1. Аштанга-хридая-самхита;
  2. Бхава-пракаша-самхита;
  3. Бхела-самхита;
  4. Кашьяпа-самхита;
  5. Мадхава-нидана-самхита;
  6. Харита-самхита;
  7. Шарнгадхара-самхита;
  8. Сушрута-самхита;
  9. Чарака-самхита.

Особого внимания из них заслуживают два последних трактата и Аштанга-хридая-самхита, написанная в VI веке новой эры. Её автор, ШримадВагбхата, обобщает достижения предшественников.

Чарака-самхита создана в середине II века новой эры. Здесь даны описания консервативных методов лечения многих заболеваний внутренних органов, а также приведены сведения о соответствующих лекарственных снадобьях. Их более шестисот, и все только естественного происхождения – из животной, растительной и минеральной природы.

Свойства этих веществ и сферы, в которых их можно использовать, изложены в пяти специализированных разделах, включающих лечение:

  • открытых и закрытых ранений;
  • болей в голове, пороков зрения, осязания и слуха;
  • болезней внутренних органов;
  • психических расстройств;
  • детских заболеваний.

Также три раздела посвящены:

  1. средствам, препятствующим старению;
  2. противоядиям;
  3. эликсирам, повышающим мужскую потенцию.

Сушрута-самхита, появившаяся в середине IV века новой эры, посвящена преимущественно хирургии. Этот труд описывает свыше 300 методик оперативного исправления различных пороков, а также необходимые для этого инструментарий и лекарственные средства.

Учение в эволюционном развитии

Всплеск расцвета Аюрведы совпадает с периодом от 327 года до новой эры до 759 года уже нового времени.

Это время было золотым веком индийского буддизма и связанного с ним естественнонаучного освоения жизни – анатомии.

Исследователи подсчитали и изучили в человеческом теле все кости, сухожилия, мышцы, суставы, органы чувств, а также кровеносные сосуды и нервы. Было получено первое впечатление о потенциальных возможностях человека.

Физиологическое взаимодействие всех частей и систем организма, как считали древние врачеватели, происходит посредством:

  • ватта, олицетворяющей ветер, который объединяет пространство за счёт перемещения воздуха;
  • питта – желчной составляющей, ответственной за повышение и понижение температуры, как огонь и вода;
  • капха – органов выделения, в том числе слизи, необходимых за выведение из тела вредных веществ;
  • марман – чувствительных зон: области паха, ладоней, ступней ног, на которые спроецированы многие нервные окончания.

Сушрута, один из самых знаменитых целителей Аюрведы, уверял, что если врачеватель знаком со свойствами и силой воздействия трав, кореньев, огня, ножа, тяжёлых металлов, а также молитв, его можно сравнить с Богом.

В то же время в индийской медицине возникли две школы: Таксильская (западная), специализировавшаяся на консервативном лечении (терапии), и Кашинская (восточная), которая сосредоточила свои усилия на оперативном вмешательстве в ход течения болезни (хирургии).

Средние века, в период с VIII по XIII новой эры, характеризуются в Индии углублённым изучением медицинской тематики. В начале этого периода появилась Ругвинишчая – пособие по исследованию болезней. Его составил Мадхавакара, один из самых вдумчивых апологетов аюрведы. Им был впервые поставлен вопрос о правильной диагностике заболеваний и её роли в эффективном лечении патологий.

В последующем учёные и практикующие врачеватели обратили внимание на значение пульса для диагностики сердечно-сосудистых болезней и общего состояния пациента. Была выявлена показательная диагностическая роль и других симптомов.

XVIII-XIX века стали для индийской медицины эпохой упадка. Вследствие колонизации Индии Британской империей Аюрведа соприкоснулась с практикой европейских медиков. Их достижения оказались более совершенными и востребованными среди индусов.

На что способна Аюрведа в настоящее время

Приобретя независимость после Второй мировой войны, Индия, а с нею и местная медицина получили второе дыхание. Опыт общения с мировой наукой позволил Аюрведе сделать резкий технологический скачок, выделивший её из конкурентов в своей области. К концу XX столетия модернизированное учение древних индусов стали изучать в Европе, США, Израиле, России.

Благодаря этому в практику современной медицины вошли:

  1. диагностические процедуры, ориентированные на пульс и дыхание;
  2. комплексы лечебного питания, основанные на специальной диете;
  3. клизмы, очищающие желудочно-кишечный тракт;
  4. контрастный душ и принятие ванн, настоянных на лечебных минералах и травах;
  5. иглоукалывание, активирующее иммунитет и обмен веществ путём воздействия на энергетически важные точки кожи на мягких частях тела и позвоночнике;
  6. массаж;
  7. отдельные виды физиотерапии;
  8. щадящая хирургия.

Популярен у многих стал лечебный туризм, связанный с Аюрведой. Организуются специальные туры в Индию, дающие возможность полностью или частично избавиться от патологий, неподвластных традиционной медицине. Среди них:

  • некоторые формы артрита;
  • хронический варикоз вен нижних конечностей;
  • врождённая глаукома;
  • сахарный диабет;
  • обширный кандидоз;
  • псориаз.

Достаточно эффективно с помощью аюрвердических методик лечится гипертиреоз. При этой эндокринной патологии щитовидная железа теряет способность вырабатывать свой гормон тироксин, регулирующий обмен веществ, в необходимом количестве. Это приводит к ухудшению общего состояния, половому бессилию и утрате работоспособности.

По статистике ВОЗ, это заболевание поражает женский организм в 19 раз чаще, чем мужской, поэтому женщины, не нашедшие выхода в традиционных методах лечения своего недуга, склоняются к услугам туристической аюрведы особенно охотно.

Заключение

Можно по разному относиться к необыкновенным возможностям Аюрведы как медицины, но её огромнейшая историческая практика показала наглядно: иногда она становится более эффективной, чем традиционное лечение. Выбор каждый делает сам. Поэтому, предпринимая какой-то шаг, следует взвесить все за и против.

Источник: https://mystroimmir.ru/zdorove/meditsina-po-ayurvede.html

Аюрведа, что это такое? Основы и принципы аюрведы | Рекомендации

Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Аюрведа является системой индийской медицины, которая сосредоточена на потреблении пищи. Согласно аюрведическим врачам, правильное питание дает энергию для тела и души. Чтобы найти свою «диету», человек должен установить свой тип. В основе типологии лежат доши – энергии, состоящие из природных стихий.

Аюрведа – это древнее направление в медицине, которое зародилось в Индии несколько веков назад. Само слово «Аюрведа» переводится как наука жизни.

В отличии от современных медицинских систем, аюрведа включает в себя духовный компонент. Ее возникновение неразрывно связано с ведическим знанием.

Оно представляет собой науку, затрагивающую вопросы возникновения Вселенной и законы ее существования.

Аюрведическая медицина раскрывает схожие темы, но ее внимание сконцентрировано на физическом теле человека. При опоре на веды, это направление занимается исцелением с помощью трав и правильного питания. В современном понимании, аюрведа пересекается с несколькими дисциплинами:

  • диетология;
  • хирургия;
  • физиотерапия;
  • лечение травами.

Ведическая культура Индии содержала в себе зачатки многих современных областей знания. Соединив психологию и физиологию, аюрведа нашла точный подход к человеку и помогла найти лекарства от неизлечимых болезней.

Целители, которые усваивали аюрведическое учение, находились в пределах одной касты. Древняя Индия была кастовой страной, поэтому все знания врачей носили закрытый характер. Они не выходили за пределы диады учитель-ученик. Поэтому выдающиеся практики аюрведы не оставили после себя «учебных пособий».

!

Все знания, которые хранит в себе традиционная индийская медицина, представлены в виде простых инструкций. Излишнее усложнение не позволило бы брахманам передавать аюрведические приемы из поколения в поколение.

Этапы становления

Индийская аюрведа считается «законсервированным» подходом к исцелению человека. Однако в первом тысячелетии до нашей эры она претерпевала большие изменения. Перемены сосредоточены вокруг нескольких важных событий:

  • аюрведа распространяется в контексте ведической культуры из Индии в восточные регионы (вплоть до Индонезии);
  • аюрведа проникает в Грецию, которые поспособствовали появлению схожей системы знаний у эллинов;
  • ознакомление буддистов с принципами аюрведы. Монахи внести изменения в аюрведу и дополнили ее новыми принципами;
  • влияние на тибетскую, бирманскую и китайскую культуру. Благодаря аюрведе медицина в Китае расширила свои представления о телесном и духовном в человеке.

Успешная «популяризация» аюрведических принципов придала этому направлению космополитический статус. Благодаря доступности этого знания, оно продолжает пополняться новыми открытиями. Но несмотря на прогресс, основы аюрведы остаются незыблемыми, что делает их уникальным феноменом современности. Аюрведа в Индии –  это свод писаний, которые каждый целитель практикует по-своему.

Основные принципы Аюрведы

Поскольку аюрведическая практика сложна для восприятия, начинать с ней знакомство нужно с базовых принципов. Аюрведическое мировоззрение базируется на следующих аксиомах:

  • природа и человек взаимосвязаны. Практики аюрведы не противопоставляют материю и дух. В теле человека заключены вода, земля, огонь, воздух и эфир. Человеческое тело сопричастно процессам, которые происходят в природе. Задача целителя – найти гармонию между природой и человеком, затем назначить подходящее лечение;
  • пища определяет самочувствие. Согласно брахманам, все вкусы состоят из элементов. К примеру, сладкий вкус объединяет в себе землю и воду. Горький – воздух и эфир. Если человек злоупотребляет одним из вкусов, он наносит вред организму. Чтобы наладить здоровье, человеку нужна пища из определенных элементов;
  • каждый организм требует индивидуального подхода. Аюрведа не преподносит универсального подхода, который поможет всем людям. Целитель должен уметь находить подход к каждому больному, исходя из его особенностей;
  • самонаблюдения и рефлексия способствуют выздоровлению. Диета не лечит человека, если он не слышит и не чувствует своего тела. Для того, чтобы прийти в гармонию с природой, надо осознать свое место в ней. Под самонаблюдением понимаются отслеживание своего настроения и физических ощущений;
  • состояние организма и состояние души взаимосвязаны. Аюрведа учит, что пищеварение – это один из ключевых процессов в организме. Если мы потребляем пищу, которая состоит из нужных нам элементов, то чувствуем легкость. Дисгармония приводит к постепенному разрушению тела и ослаблению иммунитета;
  • в основе здоровья лежит умеренность. Согласно аюрведе, основная проблема человека заключается в том, что ему сложно прочувствовать меру. Если мы перегружаем свое тело изнурительными тренировками или забрасываем его, оно начинает бунтовать. Поэтому залогом здоровья является «командная» работа души и тела и преодоление противоречий.

Аюрведические процедуры направлены на то, чтобы человек нашел «дорогу» к своему телу. Это означает, что аюрведические практики ставят своей задачей просвещение человека. Чтобы добиться оздоровления своего тела, важно преобразиться изнутри и понять свои ошибки.

Аюрведическая теория утверждает, что в основе Вселенной заложены три фундаментальные силы. Эти силы называются дошами.

Все доши обладают разными качествами, которые складываются из пяти элементов (огня, воды, земли, воздуха и эфира). Слово «доша» переводится как ошибка.

Такое значение объясняется тем, что доши помогают разобраться в ошибочных направлениях, которые приводят организм к дисбалансу.

Каждая доша состоит из парных комбинаций элементов:

  • Вата. Сила, которая вбирает в себя воздух и эфир. Эта доша считается главной силой, которая сопровождает в организме за все процессы: работа органов, вегетативные реакции, дыхание. В духовном плане Вата отвечает за ясный ум и остроту чувств;
  • Питта. Сила, действие которой обусловлено водой и огнем. Эта доша отвечает за обменные процессы в организме. Она регулирует пищеварения, контролирует метаболизм и состояние кожи. В духовном плане Питта ответственна за эмоциональное восприятие человека;
  • Капха. Сила, которая воздействует на тело за счет земли и воды. Доша управляет иммунитетом организма и определяет его устойчивость к болезням и недугам. Она определяет степень прочности и устойчивости организма, баланс жидкостей в организме и массу тела. Капха влияет на эмоциональное самочувствие и память человека.

Важно!

Приравнивание дошей к веществам некорректно. Капха не тождественна слизи, а Питта не является желчью. Доши изменчивы – они влияют на процессы в организме, но не имеют привязки к чему-то материальному. Греческая медицина, которая предлагает свои типы темперамента, не имеет к этому учению отношения.

Система индийской медицины не предполагает строгих классификаций и сухих схем. Главным принципом дошей является динамика или прана — жизненная энергия Вселенной. На протяжении жизни каждое человеческое тело обладает разным «соотношением» дош.

На соотношение влияют привычки, окружающая среда и даже время года. От всех этих параметров зависит дальнейшее лечение и здоровье «пациента». Человек не способен контролировать элементы в своем теле, но его задачей является стремление к их уравновешиванию.

Аюрведа находит ключ к этой гармонии путем сочетания пищевых компонентов.

Типы человека по Аюрведе

Индийская медицина аюрведа содержит представление о типах человека на основании жизненной энергии. Три типа доши определяют три типа человеческого тела.

Вата-конституция

Для человека, который обладает Вата-конституцией характеры следующие признаки:

  • худощавое телосложение и тонкие кости;
  • быстрота в движениях, легкость походки;
  • быстрая реакция, способность быстро справляться с работой;
  • отсутствие склонности к набору веса, которое сочетается с постоянным голодом;
  • живое воображение, повышенная впечатлительность;
  • чуткий сон, проблемы с засыпанием;
  • высокая утомляемость;
  • хорошая кратковременная память;
  • нерегулярный образ жизни;
  • тревожность;
  • потребность в постоянном общении;
  • повышенное газообразование в кишечнике, нерегулярный стул;
  • плохое перенесение холода;
  • сухость кожи.

Питта-конституция

Люди, которым свойственна Питта-конституция отличаются следующими чертами:

  • среднее телосложение;
  • светлая кожа, покрытая веснушками;
  • раннее поседение или облысение;
  • уравновешенность движений, хорошая координация;
  • ораторские способности;
  • средний уровень выносливости;
  • хороший аппетит. Чувство жажды преобладает над чувством голода;
  • здоровое пищеварение;
  • нормальный сон. Пробуждение происходит из-за жажды или жары;
  • стремление к аккуратности и организованности;
  • волевой характер, желание взять все под контроль;
  • раздражимость, которая дополняется быстрой отходчивостью;
  • предпринимательский склад ума, готовность к разумному риску;
  • взыскательность к себе и окружающим;
  • плохое перенесение жары, повышенная потливость.

Капха-конституция

Люди с Капха-конституцией распознаются благодаря следующим свойствам:

  • плотное телосложение, широкая кость;
  • гладкость кожи и бледное лицо;
  • густые темные волосы;
  • плавность движений, неторопливость походки;
  • большая физическая сила;
  • энергичность и выносливость;
  • быстрая насыщаемость, замедленное пищеварение;
  • питание связано с эмоциональным удовлетворением;
  • склонность к набору веста, проблемы с его сбросом;
  • спокойный крепкий сон;
  • медленное пробуждение;
  • медлительность, последовательность в работе;
  • нерешительность, несклонность к авантюрам;
  • сложное запоминание, которое сочетается с хорошей долговременной памятью;
  • спокойствие и неподверженность переменам в настроении;
  • мягкость, терпеливость, умение прощать;
  • плохое перенесение влажной прохладной погоды.

Чистые типы встречаются в жизни очень редко. Чтобы отнести человека к одному из трех вариантов, нужно уловить общую тенденцию. Одного телосложения недостаточно для типирования. Так, человек с Вата-конституцией не обязан быть «заводилой» или страдать бессонницей. Капха-конституция может наблюдаться у человека, который не склонен к облысению.

Справка.

Аюрведа не исключает того, что некоторым людям подходят сразу две доши. Однако одна из них становится преобладающей. Врач аюрведы ориентируется на доминирующую доши и назначает лечение.

Пища в аюрведе – это инструмент, с помощью которого человек способен восстановить или ухудшить свое здоровье. Аюрведическая терапия (ayurvedic therapies) основывается на принципе «Что одному пища, другому – яд». Каждый тип человека усваивает определенную пищу. Потому советы по питанию для людей с Вата-контситуцией и Капха-конституцией будут совершенно разными.

Тысячелетние опыты аюрведической медицины показали влияние пищи и пищеварения на здоровье. Согласно аюрведическому миропониманию, пища – это Вселенная, которая жертвует себя людям. Поэтому рекомендации по питанию, которые дает аюрведа касаются не только конкретных продуктов, но и «этикета». К принципам питания, которыми нужно руководствоваться относятся следующие:

  • теплая пища улучшает пищеварение;
  • пища употребляется в равных пропорциях;
  • питаться нужно в спокойных местах и с близкими людьми;
  • во время еды нельзя торопиться;
  • питание не сопровождается смехом или разговорами;
  • потреблять пищу следует тогда, когда человек чувствует в ней потребность (есть без голода и намеренно голодать одинаково вредно);
  • садится за стол в подавленном или разгневанном состоянии нежелательно;
  • между приемами пищи должны соблюдаться определенные промежутки.

Справка.

Приведенные правила имеют исключения. В аюрведической медицине голодание раз в неделю или раз в месяц. Такое лечение позволяет очистить организм. Его суть заключается в том, чтобы на протяжении дня употреблять только один продукт (к примеру, воду) или обходится без еды. Важно не злоупотреблять этой практикой.

Принципы аюрведы могут показаться надуманными и оторванными от реальности. Однако все зависит от правильно подобранного толкования, ведь аюрведа – наука о жизни.

Увлекающиеся аюрведой люди смогли усвоить самое важное – культуру потребления пищи. Когда еда становится не только целью, но и средством, она позволяет преобразить тело.

Если вкладывать в готовку не только ингредиенты, но и свои положительные эмоции, принятие пищи может стать настоящей медитацией.

Если затрагивать практические советы, которые основываются на аюрведе, то к ним относятся такие:

  • Не ешьте в режиме многозадачности. Прием пищи должен бытьсамодостаточен – работа или телефонные переговоры во время еды недопустимы;
  • Не устраивайте «состязания» в скоростном поедании. Спешка приведет лишь к проблемам с пищеварением. Каждый кусок должен тщательно прожевываться;
  • Не забывайте делать несколько глотков теплой воды во время приема пищи;
  • Старайтесь сохранять умеренность в потреблении пищи. Переедание негативно сказывается не только на теле, но и на уме;
  • Отнеситесь к еде как к ритуалу. Практики аюрведы советуют посидеть в тишине перед приемом пищи и после него. Такая пауза может длится всего минуту, но ее важно соблюдать;
  • Прислушивайтесь к своему телу. Тело сообщает человеку о своих потребностях, и если он начинает заглушать их, то здоровье ухудшается.

На вопрос о том, что такое аюрведа нельзя ответить однозначно. Аюрведа — это не строгий свод правил и предписаний. Аюрведические средства (такие как Чавапраш или Трифала) предполагают творческий подход. Занятия аюрведической практикой поначалу даются сложно. Важно понимать, что аюрведа не преподносит лекарство ото всех болезней, но помогает открыть здоровое отношение к жизни.

Вам также может понравиться

Источник: https://vegatlas.ru/ayurveda/chto-takoe-ayurveda-printsipy-i-osnovy

Аюрведа: основные понятия. Основы аюрведы для начинающих

Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Аюрведа — это сокровищница древних знаний, которые передавались от учителя к ученику на протяжении многих тысяч лет.

Все знания, которые существуют в современном мире, изначально были описаны в ведических писаниях, частью которых является Аюрведа (её ещё называют «Упаведа» — «вспомогательная веда»).

Её никто не создавал, она не возникла внезапно. По преданиям, эта наука появилась одновременно с сотворением Вселенной.

Аюрведа с санскрита переводится как «наука о счастливой жизни», а также «чистое знание». Однако её нельзя назвать наукой в чистом виде, так как Аюрведа содержит в себе философию и религию.

Это истинное учение о здоровье и гармонии тела и духа , которое было выявлено древними мудрецами, риши, с помощью религиозных практик и медитаций.

Они познали связь между человеком и Вселенной, а также осознали , что источником всего сущего является Космическое Сознание.

Основные составляющие аюрведы

В Аюрведе здоровье слагается из четырех составляющих:

  1. Ародья — отсутствие физических страданий;
  2. Сукхам — здоровье на социальном уровне, когда человек удовлетворён работой, семьёй, профессией, местом жительства;
  3. Свастха — самодостаточность, самостоятельность (человек только тогда считается здоровым в этой сфере, когда он легко может ответить на вопросы «Кто он?» и «Какова цель жизни?»).
  4. Ананда (Свабгава) — духовное блаженство (то состояние, когда человек возобновил свои отношения с Богом и счастлив этими отношениями).

Аюрведические писания, которые сохранились до наших дней полностью, включают в себя такие разделы, как:

  • педиатрия;
  • хирургия;
  • пластическая хирургия;
  • отоларингология;
  • акушерство;
  • геронтология;
  • офтальмология;
  • гинекология.

Также аюрведическая древняя система исцеления содержит раздел о лечении с помощью растений, минералов, цвета, мантр, мудр, заговоров, медитаций. Описывается раздел о лечении болезней, которые связаны с духами. Например, наркомания, алкоголизм, сумасшествие — эти болезни Аюрведа рассматривает как атаку духов на тонком плане.

Она знает всё о тонком теле, о его строении, описывает каналы, меридианы, акупунктурные точки и энергетические центры. Аюрведа содержит фундаментальные знания об астрологии. С помощью этой науки можно выстроить хроническую карту (джйотиш), узнать предназначение человека, его предрасположенность к заболеваниям, конституцию и многое другое.

Аюрведа видит человеческие недуги как неправильное отношение к миру. 

Очень важно понимать смысл жизни, так как из-за неверного толкования своего предназначения возникает множество физических и психических болезней. Важно уметь управлять своими чувствами, контролировать эмоции.

Нужно знать и уважать определённые законы Вселенной, и только тогда человек сможет гармонично существовать в этом мире. Таким законам и учит нас Аюрведа. Она показывает, как всё устроено на самом деле, как устроен мир и Вселенная в целом.

Она говорит нам о том, что человек может сам выбрать, страдать ему или быть счастливым.

В ведических трактатах говорится о том, что все недуги исходят из нашего сознания и что уровень состояния счастья определяет степень состояния здоровья человека. Она призывает каждого служить на благо окружающим, быть открытыми миру и желать всем счастья. Только так можно стать по-настоящему счастливым человеком.

Конституционный тип человека по аюрведе

В Ведических писаниях сказано, что человек состоит из пяти элементов (Маха Бхут): земли, огня, воды, воздуха и эфира. Существует три типа конституции («доши»): Вата — воздух, Питта — огонь, Капха — вода. Определение преобладающей доши — это основа всего процесса исцеления в Аюрведе. Весь процесс лечения направлен на гармонизацию дош и накопление оджаса (жизненной энергии).

Гармонизировать преобладающую дошу можно с помощью изменения образа жизни, образа мыслей, сбалансированного питания, сексуального воздержания, очистительных практик (лечебной рвоты, очистительных клизм), массажей, упражнений, минералов, а также натуральных средств (трав, специй). Лечение назначается в зависимости от конституционного типа пациента (Вата — ветер, Питта — огонь, Капха — вода).

Врач Аюрведы определяет тип конституции пациента в зависимости от его темперамента, телосложения, мышления.

Человек рождается с определенной конституцией (Пракрити), затем с возрастом его состояние дош может измениться, и какая-то одна доша начинает преобладать. Такое состояние называется «Викрити».

Однако Аюрведа в процессе лечения стремится вернуть изначальное состояние пациента, так как именно таковое считается идеальным для него.

У человека может быть семь вариантов конституции:

  • Когда преобладает одна доша: Вата, Питта или Капха; 
  • Когда преобладает две доши: Питта-Вата,Капха-Вата, Питта-Капха; 
  • Когда уравновешены все три доши: Вата-Питта-Капха. Такое состояние называется «Сама Доша» и считается самой лучшей.

К Вате относится тонкая сила Оджас (масло), к Питте – Теджас (огонь), а к Капхе относится Прана (свет и тепло). Идеальное здоровье в Аюрведе считается тогда, когда в гармонии находятся все доши и все три тонкие силы (духовные эссенции).

Ментальная конституция человека

Аюрведа описывает три качества Природы человека, а также всего сущего, они же гуны: Саттва — благость, Раджас — страсть, Тамас — невежество. Каждое явление во Вселенной имеет свою гуну. Все живые существа, вещи, продукты —  всё находится под воздействием какой-либо гуны.

Эти ментальные доши определяют характер человека, состояние его сознания. В разных ситуациях человек может находиться под воздействием разных гун. Изначально триада гун — это гармоничное состояние, которое состоит из чистоты (Саттвы), движения (Раджаса) и инерции (Тамаса).

 Агни — пищеварительный огонь и аюрведа

В Аюрведе все процессы метаболизма связаны с Агни — биологическим огнём. Всего существует тринадцать Агни в организме человека. Джатар-Агни (пищеварительный огонь) считается самым важным. Он контролирует все остальные Агни, так как поддерживает весь метаболический процесс.

У каждой доши пищеварительный огонь работает по-разному. В процессе лечения любого заболевания аюрведическая медицина уделяет большое внимание налаживанию работы пищеварительного огня.

Это очень важная часть терапии, так как при неправильной работе пищеварительного тракта в организме начинает накапливаться ама (токсины), происходит сбой на физическом, эмоциональном и ментальном плане.

Аюрведическая система исцеления отличается от современной медицины своим целостным подходом. Она рассматривает человека как одно целое на всех трёх уровнях: физическом, эмоциональном и ментальном. Она лечит не симптомы, а выявляет и искореняет саму причину недуга. Она подходит индивидуально к каждому, потому что каждый человек — это отдельная Вселенная.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/ayurveda-obshchie-ponyatiya/

Полезное женщинам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: