Детские страхи, агрессия и конфликты детей: спрашивают родители

Содержание
  1. Доктор Комаровский рассказал, откуда берётся агрессия у детей — и что делать дальше
  2. Детский психотерапевт: «Чаще всего родители обращаются по поводу агрессии ребенка»
  3. «Дети часто уходят в фантазию, когда их не понимают дома»
  4. Детские страхи
  5. «Критиковать детей нужно правильно»
  6. «Агрессивным нужен пластилин, гиперактивным – пазлы»
  7. «Аутизм проявляется в возрасте до двух-трех лет»
  8. Эмоциональные проблемы у детей: агрессия, тревожность, страхи
  9. Тревожность
  10. Страхи
  11. Детское горе при потере близких
  12. Чем опасны для детей скандалы родителей: советы психолога
  13. Чем опасны семейные скандалы для ребенка? Возможно, есть какие-то примеры
  14. Могут ли скандалыродителей послужить основой для развития психологических патологий у ребенка?
  15. «Кодируется» ли сознание ребенка в дальнейшем вести себя так, как ведут себя его родители? А именно: все проблемы решать через скандалы и выяснения отношений
  16. Как научиться родителя не «срываться» в присутствии ребенка?
  17. Как действовать, если «сдержать» ссору не получилось?

Доктор Комаровский рассказал, откуда берётся агрессия у детей — и что делать дальше

Детские страхи, агрессия и конфликты детей: спрашивают родители

Как бы мы ни были внимательны к чувствам и потребностям ребёнка, дети обязательно будут бунтовать, злиться и обижаться. Одна из наших задач — помочь ребёнку прожить свои «сложные чувства». Рядом с нашей силой, внимательностью и устойчивостью попрактиковаться в том, как выдерживать отказ, как проявлять в здоровой форме сопротивление, как назвать по имени то, что чувствуешь.

С каждым днём и годом ребёнок при нашей помощи учится выдерживать всё больше напряжения, постепенно вызревая в своих реакциях.

У маленького ребёнка не так много возможностей проявить свою силу. Чаще она проявляется именно в сопротивлении. Если он потеряет возможность сопротивляться нам в 3–4–5–7 лет, то потом, в подростковом возрасте, он не сможет сказать НЕТ тогда, когда это важно.

И это родительский дзен — удерживать границы, то есть правила семьи, но позволять свободно развиваться внутри этих правил. Осознавать свои чувства — и учить называть по имени чувства ребёнка. Мы буквально до определённого возраста являемся для ребёнка «внешним мозгом».

«Почему он выбирает такие агрессивные игрушки, почему смотрит такие страшные злые мультики, почему выбирает себе в друзья таких странных ребят?» — спрашивают родители о мальчиках и девочках.

Дело в том, что мы очень мудро устроены: если я напрямую не могу «прожить» эмоцию, состояние, то я буду компенсировать это кем-то, чем-то, «об кого» смогу это сделать. И если не стану буллером, то, возможно, примкну к наблюдателям, к стае пассивно-агрессивных.

«Идеальные мамы и папы» — при всей огромной любви к ребёнку — не дают ему возможности попрактиковаться в «реальности жизни». Они не читают сложных сказок, из текста убирают злых и страшных персонажей, боятся, когда в игре ребёнок проявляет злость.

Злость, спрятанная в тень, превращается внутри нас в неуправляемое чудовище. И когда оно вырвется на свободу, что станет для неё триггером, как она проявится — непредсказуемо.

23 практических совета об агрессии детей разного возраста:

1. Ребёнок отличается от взрослого в том числе и тем, что у взрослого механизм торможения и контроля уже присутствует и отлажен. Слова «возьми себя в руки» к малышам абсолютно неприменимы, им пока «нечем» взять себя в руки, они только учатся. Важно об этом помнить.

2. Любую работу с родителями я начинаю с темы ресурса (если взрослый не позаботился о себе, если он устал, истощён, то у него совершенно естественно просто не хватит сил на адекватную взрослую реакцию). Допустимо сказать ребёнку: мол, я так устал, что мне сейчас нужно побыть самому, чтобы потом с тобой говорить и реагировать. Ребёнку мы не нужны 24 часа в сутки.

3. Дети очень крепки, если мы большую часть времени рядом с ними «вменяшки», то эпизоды нашей «невменяшковости» они переживут без ущерба. Но тут всё же важный вопрос — каковы мы большую часть времени.

4. Проявленный острый процесс безопаснее, чем скрытый. Непроявленное сопротивление уходит «в тень» и может превратиться в телесные симптомы, в форму автоагрессии. «Агрессия на себя» может проявиться в снижении успеваемости, в ощущении себя жертвой, в том, что ребёнок может начать терять вещи, «притягивать» к себе «наказание».

Может ли ребёнок сказать вам «нет»? Допустима ли в семье конфронтация мнений? Дают ли ребёнку в чём-нибудь право выбора? Есть ли у него ощущение, что он может на что-то повлиять?

5. Ребёнок может «зеркалить» агрессивное поведение авторитетных взрослых, может злиться «за кого-то». Часто ребёнок «проявляет» своим поведением замаскированный конфликт в семье. Важно честно проанализировать своё взрослое поведение и свои реакции.

6. Агрессия часто вырастает из ощущения небезопасности, бывает компенсацией боли, обиды.Причём ребёнка могут обидеть в школе, а агрессию он может канализировать на бабушку или младшего брата. Важно внимательно исследовать ситуацию.

7. Агрессия бывает пассивной и активной (пассивная, например, — это показать язык за спиной человека, примкнуть свидетелем к «проявленным» агрессорам). Активная агрессия может быть вербальной или тактильной (вербальная — обзывалки, дразнилки, крик), тактильная — битье, телесное задевание.

8. На каждый вид агрессии существует свой способ реагирования: при вербальной мы можем говорить с ребёнком, при тактильной — останавливаем руку, ставим блок, учим уклоняться от удара.

9. Важно помнить, что малыши довербального периода (которые не умеют говорить связным языком) вместо словесного контакта используют тело.

 Знакомятся, посыпая друг друга песком, бросают игрушку, «дотрагиваясь», как бы растягивая свою руку, до человека, который их интересует, бьют лопаткой по голове, проявляя симпатию и расположение.

Это не признак того, что растёт маньяк и агрессор. Наша задача — потихоньку, в ролевых играх учить знакомству, осваивать коммуникативные навыки.

10. Если малыш бьёт маму, папу, бабушку и при этом улыбается, то, скорее всего, это не агрессивное действие. Это для ребёнка игра. Важно не давать излишней эмоции в свою реакцию.

11. Иногда дети, ожидая от нас включённости и именно телесного внимания, «оживляют» нас, «возвращают в тело» своими прикосновениями или ударами. Буквально они своими ладошками кричат «эй, вернись». И таким детям в этот момент важны не столько интеллектуальные, сколько телесные игры.

12. В работе с агрессией важно понять, нет ли органической причины, хронических заболеваний, температуры, гельминтоза (интоксикация может провоцировать вспышки агрессии). Часто агрессия вырастает из усталости и напряжения.

13. Если ребёнок пережил опыт насилия, если было агрессивное медицинское вмешательство в тело ребёнка, если с точки зрения ребёнка он «пострадал», но не получил компенсации, то компенсация может быть агрессивной.

14. У детей старшего дошкольного и школьного возраста агрессия может прикрывать страх.

15. У малышей, детей во время кризиса 3 лет, у подростков — контроля над эмоциями не ожидайте. Их поведение — не специальная игра в «Достань родителя». Поверьте, они не специально.

16. В работе с агрессией с трёхлетками и подростками важно помнить, что одна из их неосознанных «задач» — обесценить маму.

 И тут очень важна наша собственная уверенность в себе, наша стабильная позиция: я — чудесный Родитель для своего взрослеющего ребёнка.

Он говорит гадости, говорит даже, что ненавидит нас, но нашей любви от этого не меньше, и мы верим в то, что его любовь тоже не уменьшается. Эти слова и крики — пиковое состояние, которого они сами же через минуту испугаются.

17. Важно помнить, что в ответ на сложное поведение взрослого или ребёнка у нас может быть выброс гормона кортизола — гормона стресса. Он выключает нашу рациональность, он нас заставляет быстро действовать. Под действием кортизола мы действуем так же импульсивно, как и ребёнок. Важно сделать вдох-выдох, дать себе возможность чуть «остыть».

18. Важно эмоцию суметь осознать и назвать по имени. Если вы спросите у ребёнка (важно задавать вопрос, а не утверждать): «Ты расстроен? Ты злишься?», то в первый момент реакция может усилиться.

19. Важно, чтобы у ребёнка была возможность просто выплеснуть напряжение — батут, боксёрская груша, подушечные бои, караоке, кричалки, иногда — компьютерные игры, рисование (даже чёрным цветом).

20. Агрессия — это часто реакция на то, что важная потребность не реализована, или реакция на то, что границы нарушены. Нам важно самим научиться осознавать свои потребности и корректно о них заявлять. И постепенно учить этому ребёнка. Злость — это сила, которая дана нам для защиты.

21. Мы своим поведением показываем ребёнку, как реагировать на конфликт. Если в ответ на их агрессию мы их бьём — мы только закрепляем это поведение.

22. Часто за сложным, «непродуктивным» поведением ребёнка скрывается что-то для нас неизвестное и неочевидное.

23. Самая главная «практика» в работе с родителями — мысленно представить себя огромным, как океан и как высочайшая гора. С внутренним намерением: Я огромный. Я взрослый. Я справлюсь.

Помните: от вашей реакции на агрессию зависит то, каким вырастет ваш ребёнок!

Источник: emakar.ru

Детский психотерапевт: «Чаще всего родители обращаются по поводу агрессии ребенка»

Детские страхи, агрессия и конфликты детей: спрашивают родители

Возраст, в котором, у ребенка могут проявляться психологические проблемы связан с этапами его развития. Чаще всего проблемы возникают:

  • В три года, когда ребенок идет в садик и отделяется от мамы.
  • В 6-7 лет, когда он идет в школу, и ему предъявляют социальное требование учиться. В это время может возникать дополнительная психологическая нагрузка из-за повышенных ожиданий родителей.
  • В подростковый период, когда под влиянием гормонов меняется тело подростка и он старается ответить себе на вопрос «Кто я?»,
  • При семейных конфликтах и кризисах, потере близких – в любом возрасте.

– Психологические проблемы возникают тогда, когда у ребенка появляется чувство неопределенности и тревоги в каких то ситуациях и родители не помогают ему успокоиться, справиться со своими чувствами, – говорит психотерапевт.

Анна Ольшевская, врач-психотерапевт городской детской поликлиники №2.

«Дети часто уходят в фантазию, когда их не понимают дома»

Основные причины, по которым родители обращаются к детскому психотерапевту – агрессивное поведение ребенка, гиперактивность и тревожность детей.

Агрессия может проявиться у любого человека, если его потребности не удовлетворяются, то же самое происходит и у ребенка. Если никто не пытается понять , чего ребенок хочет, а сам он не может сказать, потому что его не слушают или навязывают что-то свое без объяснений причины, или просто не научили его говорить о своих желаниях.

Часто агрессия ребенка связана с неблагоприятной обстановкой в семье.

По словам специалиста, некоторые родители очень скептически относятся к тому, что сами спровоцировали проблемное поведение у ребенка.

Дети могут начать фантазировать, если не говорят открыто о своих потребностях, постоянно сталкиваются с критикой, недопониманием или безразличием родителей.

– К примеру, наиболее часто ребенок фантазирует о том, какой он хороший, как его хвалят, как много у него друзей. Это компенсаторное, защитное фантазирование, – говорит психотерапевт.

Зная, о чем фантазирует ребенок, можно легко понять, чего ему не хватает и что он не может реализовать.

Анна Ольшевская, врач-психотерапевт городской детской поликлиники №2.

Кстати о том, что ребенок живет фантазиями, могут сказать его рисунки. Например, об этом говорит изображение персонажа с крылья, расположенного в верхней части листа.

– Но конечно, такой анализ надо проводить комплексно, оценивая весь рисунок ребенка и его поведение в целом, говорит психотерапевт.

На втором месте по поведенческим расстройствам у детей стоит гиперактивность. Она связана с нарушением в развитии нервной системы и выражается в том, ребенок быстро возбуждается и очень медленно успокаивается.

Причинами этого расстройства могут быть интоксикация во время беременности, гипоксия при родах, а также проблемы в семье, которые вызывают у ребенка тревогу.

Анна Ольшевская отметила, что количество детей с нарушениями в поведении растет.

До 14 лет психотерапевт принимает детей вместе с родителями, дети старшего возраста могут приходить самостоятельно.

Детские страхи

Дети в возрасте от 6 до 10 лет чаще боятся оставаться одни дома в течение дня – это основной симптом тревожности. А среди детей старше 10 лет распространены социальные страхи. Такие дети боятся отвечать в школе, боятся общаться со сверстниками, очень зажаты и излишне самокритичны.

– Очень часто причина такого поведения – это необоснованная, излишняя и постоянная критика со стороны родителей, которая может проявляться в форме подшучивания, сравнивания с другими, – объясняет врач-психотерапевт.

В возрасте 14+ подростки часто сами уже хорошо осознают, что у них есть проблемы, и обращаются к психотерапевту самостоятельно, некоторые даже не говорят о таких встречах родителям.

По словам специалиста, бывает, что родители осуждают ребенка за то, что он обратился к психотерапевту.

Но есть и положительная тенденция: часто родители, которые не боятся приставки «психо» и хотят наладить взаимоотношения со своим взрослеющим ребенком, приходят на консультации вместе.

Врачу-психотерапевту приходится сталкиваться и с депрессией у детей старше 12 лет. Основная причина этого также проблемы в семье.

– Дети очень чувствительны, прекрасно улавливают эмоции (эмоциональное состояние) родителей, сильно переживают за них и даже неосознанно предпринимают какие то меры по улучшению обстановки, – говорит специалист.

Например, в случае каких-либо разногласий между родителями, развода, ребенок беспокоится и за маму, и за папу, и как бы встает между ними. Ребенок заболевает, чтобы отвлечь внимание родителей на себя и снизить накал страстей.

«Критиковать детей нужно правильно»

Врач-психотерапевт рассказала, что основными ошибками родителей в воспитании детей становятся гиперопека, излишняя критичность и строгость.

– Оба этих перегиба в воспитании приводят к тому, что у ребенка не развивается ощущение собственного Я, собственной идентичности. Например, при гиперопеке у ребенка не формируется внутренний стержень, а его отсутствие приводит к неуверенности в себе.

Анна Анатольевна отметила: очень важно, чтобы родители поддерживали своего ребенка, обращали внимание на его эмоциональное состояние и не критиковали его поведение. Критиковать нужно не личность ребенка, а его конкретное действие. Потому что в противном случае ему будет казаться, что он все делает плохо. А за достижения ребенка обязательно нужно хвалить.

– Правильно построить критику можно следующим образом: «Мне не нравится, как ты сделал вот это. «Как ты думаешь, как это можно сделать по-другому?» или «Давай теперь это сделаем так», –советует Анна.

С 12 лет детям становится важно мнение сверстников, и они начинают противоречить родителям. И здесь последним нужно понять, что их ребенок входит в сложный подростковый период. Сейчас его важно поддержать, не лишним будет также вспомнить и рассказать ему о тех проблемах и трудностях, с которыми сами родители сталкивались, будучи подростками.

Чтобы немного подготовиться к подростковому периоду своего взрослеющего ребенка, детский психотерапевт рекомендует родителям вспомнить о своем поведении в том возрасте. Вероятно, что ребенок будет вести себя также.

Маленький пациент на приеме у Анны Ольшевской.

«Агрессивным нужен пластилин, гиперактивным – пазлы»

По словам детского психотерапевта, если родители хотят лучше понимать своего ребенка, им стоит обращать внимание на то, как он играет, и что рисует. К примеру, если ребенок изображаети слишком мрачные картины, стоит поговорить с ним о его переживаниях.

– Дети во время игры с игрушками, очень много рассказывают о своем эмоциональном состоянии. Например, если ребенок начинает бить куклу, он вымещает свою агрессию, – говорит врач.

Правильно подобранные игры помогут справиться с поведенческими нарушениями у детей. Например, агрессивному ребенку выплеснуть своим эмоции поможет лепка из пластилина. Таких детей также хорошо записывать в спортивные секции.

– Гиперактивным детям подойдут пазлы, конструкторы. Эти игры помогут ему не только сосредоточиться, но и развить моторику, потому что у таких детей, она часто не развита, – рассказывает Анна Ольшевская. Им, также как и тревожным детям, помогут раскраски.

Для гиперактивных детей важны режим, спокойная обстановка, комфорт, тепло, понимание.

Терапевтическим эффектом для всех детей обладают мультфильмы, сказки, фильмы. Психотерапевт рекомендует смотреть все сказки советского времени, потому что сказки носят воспитательный характер, идеально подходят для передачи информации детям, отражают шаблоны поведения героев в различных жизненных ситуациях.

Лучше понять роль эмоций подростку поможет мультфильм «Головоломка».

А вот жестокие фильмы и мультфильмы ребенку показывать не стоит. Маленьким детям не подойдет современный мультфильм «Маша и медведи», так как девочка достаточно зло относится к медведю, и ребенок может перенять такую манеру поведения в отношении взрослых. По этой же причине не подойдет мультфильм «Том и Джерри».

Совсем маленькому ребенку не стоит также смотреть мультфильмы, где животные не похожи на животных. Если это лошадь, то она должна выглядеть как лошадь, говорит детский психотерапевт.

«Аутизм проявляется в возрасте до двух-трех лет»

Аутизм – общее расстройство развития с наибольшим проявлением в сфере общения и эмоций, при котором нарушается развитие зоны головного мозга, отвечающей за эмоции и обобщение информации. Детский психотерапевт рассказала, что ранний детский аутизм проявляется в возрасте до двух-трех лет.

Маму должно насторожить, если ребенок не приспосабливается, когда она берет его на руки, а вместо этого застывает или «распластывается» на руках, во время кормления не устанавливает контакта глаза в глаза, не улыбается взрослым, не реагирует на свое имя.

Анна Ольшевская, врач-психотерапевт городской детской поликлиники №2.

Позже может появляться тенденция к повторяющимся бесцельным движениям. Например, ребенок может длительное время размахивать руками, раскачиваться взад и вперед, может крутить головой в разные стороны, проявляется задержка в развитии речи.

Ребенок, страдающий аутизмом, не может имитировать поведение других людей, его не интересует их эмоциональное состояние, он с трудом усваивает социальные навыки и правила.

Но зато, эти дети в будущем, могут быть сильны в математике, музыке, рисовании.

По словам Анны Анатольевны, количество детского раннего аутизма с явными проявлениями в последнее время незначительно увеличилось. Выросло количество расстройств аутического спектра (более слабых проявлений аутизма, которые могут выявляться немного позже).

Например, ребенок с некоторыми особенностями в поведении, может быть вполне нормально адаптированным до определенного возраста. Но когда социальные требования начинают превышать его возможности – на фоне повышения тревоги у него проявляются и становятся явными признаки аутизма.

Ребенок постепенно уходит в себя, у него может ухудшиться речь, усиливается тревога, появиться агрессия.

Но специалист акцентирует на том, что этот рост связан не с увеличением количества больных детей, а с лучшей диагностикой заболевания.

Причины развития аутизма до конца не изучены.

– В клиническом руководстве со сноской на низкое качество полученных доказательств в группу риска относят тех, у кого в роду есть родственники с аутизмом, психическими и шизофреноподобными расстройствами, – говорит Анна Ольшевская.

Кроме того, может сказаться недоношенность, низкий вес при рождении, пребывание ребенка в отделении интенсивной терапии, угроза аборта у матери до 20 недель, проживание в крупном городе, причем, чем крупнее город, тем выше риск. В группе риска и так называемые «поздние дети» (возраст родителей – старше 40 лет). А также, если во время беременности на плод влияли токсические вещества – ртуть, кадмий, никель.

Аутизм не излечим, даже если болезнь была выявлена на ранней стадии. Такой ребенок не сможет учиться в обычной школе. Его обучение должно быть основано на многократном повторении всех действий. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов.

Источник: https://bobruisk.ru/news/2019/04/02/detskij-psihoterapevt-chashe-vsego-roditeli-obrashayutsya-po-povodu-agressii-rebenka

Эмоциональные проблемы у детей: агрессия, тревожность, страхи

Детские страхи, агрессия и конфликты детей: спрашивают родители

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением последнее время, к сожалению, растет. Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда агрессивный ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию со стороны взрослых.

Опираясь на многочисленные исследования, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действиях. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • стремление привлечь к себе внимание взрослых и сверстников;
  • стремление получить желаемый результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).

Одной из самых распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в “Бессознательном” ребенка.

В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным.

При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочных круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Для преодоления существующей проблемы необходима организация индивидуальной психокоррекционной работы, которая направлена на:

  • выявление причин агрессивного поведения ребенка;
  • достижение эмоционального отреагирования агрессии;
  • устранение стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
  • отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (коррекция поведения);
  • закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни.

Наиболее эффективным методом преодоления агрессивного поведения детей является метод песочной терапии. Игра с песком всегда вызывает у ребенка любого возраста неподдельный интерес. Она дает возможность психологу быстрее установить контакт с маленьким клиентом.

Ребенок воздвигает на песке свое собственное миниатюрное изображение мира, тем самым, рассказывая о себе без слов. Анализируя песочную картину и рассказ ребенка, психолог может провести диагностику причин агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов.

Достижение эмоционального отреагирования агрессии происходит в песке с помощью изображения различных батальных сцен (игра с солдатиками, средневековыми рыцарями, ковбоями, различными животными).

Также игры с песком дают наиболее эффективные результаты в отработке и закреплении новых навыков общения, поскольку для дошкольников игра – это ведущая деятельность, которая помогает им научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни.

На некоторых этапах работы с агрессивными детьми наряду с песком используется рисование, которое ценно тем, что дает возможность детям выразить себя невербально – ведь вербальная (с помощью слов) система общения развита у них еще недостаточно. Рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное – это в какой-то мере сбывшееся.

Не менее эффективным способом выражения гнева является работа с глиной, гибкость и податливость которой делает ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Дети, которые очень рассержены, могут различными способами дать выход своему раздражению.

Например, слепить фигурку того, на кого они очень злятся, а потом разломать ее. Этот вид творчества – один из самых наглядных из всех видов искусства, который позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка, что является достаточно важным в работе с любой проблемой.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.

Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.

Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста.

В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша.

Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх – это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д.

Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются.

Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет. Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание.

Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью.

У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»).

С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка.

А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка.

Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы.

В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери.

У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы».

Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Источник: https://www.mc21.ru/articles/immunology/73/

Чем опасны для детей скандалы родителей: советы психолога

Детские страхи, агрессия и конфликты детей: спрашивают родители

Семейная обстановка – это то место, где ребенок получает воспитание. И часто родители не задумываются над тем, как их и ссоры могут повлиять на состояние их чада. Чем опасны для детей скандалы родителей?

Частые скандалы родителей могут развить в ребенке чувство незащищенности, неуверенности и даже недоверия к миру.

Речь в данном случае идет не только о конфликтах по поводу пьянства или побоях, а и об обычных выяснениях отношений, иногда на повышенных тонах и которые происходят практически в каждой семье.

Часто можно слышать от родителей: «Ребенок еще маленький и ничего не понимает». Так ли это?

Чем опасны семейные скандалы для ребенка? Возможно, есть какие-то примеры

Семейные конфликты родителей всегда имели, и будут иметь большое влияние на психику ребенка. Очень важно учитывать возрастные особенности детей, и восприятие таких ситуаций, которые однозначно травмируют их. У детей, которые растут в семьях, где конфликты между родителями решаются в их присутствии может наблюдаться:

– скандалы родителей могут развить в ребенке повышенную тревожность, что будет накладываться на успеваемость в школе;

– нарушения сна, в том числе недержание мочи и кала (как протест);

– скандалы родителей приводят к отсутствию чувства защищенности, которое будет постоянно находить отклик в социальных контактах, ребенок будет либо отыгрывать негативный опыт на более слабых детях, либо сам подвергнется давлению со стороны более сильных детей;

– ребенок может стремиться на улицу, чтобы не видеть того, как кто-то из родителей унижает другого. Так может появиться стремление к бродяжничеству;

– когда между родителями скандал, то у детей, особенно у мальчиков, может наблюдаться чувство вины, если папа бьет маму или оскорбляет ее.

В этом случае чувство вины накапливается до такой степени, что потом ребенок испытывает сильные приступы агрессии.

И так как не может их адресовать отцу (чувствует себя слабым, или страшно противостоять), то агрессия может выйти из-под контроля и вылиться на сверстников (известны случаи, когда ребенок избивал другого ребенка до потери сознания);

– у девочек в будущем может не осознаваться желание «помериться силами» с супругом и стремиться его подавить, чтобы таким образом отомстить отцу за маму. Часто супруги сильно ссорятся, а через некоторое время даже не могут вспомнить причины этих ссор. Здесь речь о том, что детский опыт никуда не девается, он накладывается на нашу взрослую жизнь;

– если девочка в детстве часто была свидетелем сильных конфликтов родителей, с побоями и унижениями со стороны папы в отношении мамы, то подсознательно или сознательно она будет стремиться быть одна, без партнера. То есть, она может быть одинока.

– если мальчик наблюдал часто, что папа обижает маму и был с ним не согласен, жалел маму и сочувствовал ей, то это не означает, что со своей супругой он будет терпелив и ласков. Очень часто молодые люди из таких семей продолжают линию поведения своего отца в отношении супруги. И при этом помнят, как больно им было, как казалось это несправедливым и из чувства вины могут пить.

Есть еще много разнообразных способов, когда наш детский негативный опыт воплощается в каком-то измененном виде нами во взрослой жизни, и часто это грустные истории, в которых идет продолжение родительских отношений. Мы копируем опыт наших родителей, хотя от него же в детстве и страдали.

Могут ли скандалы родителей послужить основой для развития психологических патологий у ребенка?

И да, и нет.

Здесь речь может идти как о негативном влиянии (когда ребенок видит отношение между родителями и в будущем будет строить свои отношения по такому же типу: с ссорами, побоями, оскорблениями…), так и позитивном, когда ребенок видя отношения между родителями будет стремиться в своей семье к другим способам решения конфликтных ситуаций (посредством обсуждений, консультаций у специалистов, получение совета от друзей…).

Ответ на этот вопрос больше в области индивидуальность ребенка, все ж таки мы не точные копии своих родителей, а значит, допускаются другие способы реализации поведения. То, что такое общение родителей отражается на ребенке, это однозначно. Вариантов развития патологий масса, но вот всегда ли они развиваются в ребенке – это сказать точно нельзя.

Один ребенок реагирует на эти скандалы родителей, другой отгораживается и находит себя со сверстниками, третий получает поддержку от бабушки, четвертый ушел в чтение книг с головой… Важным фактором остается амплитуда разногласий в семье. В одной семье конфликты на уровне слов, в другой это оскорбления, в третьей это побои и унижений, в четвертой это запои и драки.

Здесь можно говорить о том, что когда негативные факторы в большом количестве или достаточном для данного ребенка сходятся в одну точку, то мы можем наблюдать развитие психопатологий у ребенка.

Например, формирование таких черт характера как депрессия, негативизм, ироничность, язвительность, пессимистическое восприятие мира, недоверие к противоположному полу на грани патологии и другое.

«Кодируется» ли сознание ребенка в дальнейшем вести себя так, как ведут себя его родители? А именно: все проблемы решать через скандалы и выяснения отношений

Очень часто да. Дети как губка впитывают через родителей в себя опыт, связанный с поведением в конкретных ситуациях, отношениями к людям, ценностями, правилами, моралью и нормами общества в котором живет его семья.

Именно родители первые показывают, как и что делать. Своим опытом они обучают ребенка и формируют его личность.

Если родители учат ребенка не обманывать, а сами при этом часто обманывают, то такой ребенок будет знать что обман – это нормально, потому что его родители этому научили через свое поведение.

Также следует помнить о том, что наша ДНК во многом состоит из опыта наших предков, поэтому дети находятся под сильным влиянием родителей как внешнего фактора, где демонстрируется форма поведения и внутреннего фактора, где диктуется поведение и реакции, закодированные в ДНК. Поэтому важно беречь ребенка от излишне негативной информации, не перегружать его психику, стремиться создать дома такие условия, чтобы он чувствовал защищенность и любовь.

Как научиться родителя не «срываться» в присутствии ребенка?

Для родителей, которые хотят вырастить здоровую личность необходимо научиться общаться знаками и найти альтернативы, чтобы не скандалить и разрядить обстановку не в присутствии ребенка:

– махнуть головой – призывая выйти;

– говорить какую-то фразу, которая будет закодирована: например вместо: «…заткнись, достала!» можно использовать «не говори много». Иногда у супругов это вызывает улыбку, что уже терапевтично;

– отложить беседу на позднее время, когда ребенок будет спать. Часто это срабатывает, потому что эмоции до вечера утихают, и тогда происходит конструктивная беседа;

– для женщин полезно вести дневник эмоций, куда можно выписать все что думаешь о муже или другом человеке, а не носить в себе;

– один из вариантов купить грушу и когда накипит сбрасывать агрессию на нее;

– если есть возможность пойти в спортзал, то там голова отдыхает.

Как действовать, если «сдержать» ссору не получилось?

Но если вопрос требовал срочного решения или эмоциональной разрядки, супруги не сдержались и конфликт состоялся, стоит позаботиться об ощущениях и переживаниях ребенка и объяснить ему что родители спорят по взрослым вопросам и что он тут не при чем. Возможно, извиниться за то, что малыш стал свидетелем их разногласий.

Если родители позже помирились, то стоит это продемонстрировать ребенку, чтобы его внутреннее напряжение ушло. Например, взяться за руки, или вместе пойти пить чай. В этот момент важно не обещать, что этого не повторится, чтобы потом не страдать от угрызений совести. Все мы, прежде всего люди, а поэтому нам свойственны эмоции.

Семейные скандалы – это болезненный и острый вопрос.

Родителям не стоит ставить свои амбиции на первое место, необходимо помнить о том, что их неразумные и необдуманные действия могут привести к непоправимым последствиям у ребенка.

К тому же, такое выяснение отношений наносит вред не только ребенку, но и каждому члену семьи. К чему такие жертвы? Все в этой жизни можно решить, главное – захотеть!

Каждая семья должна быть эмоционально здорова. И если следовать советам нашего психолога, то можно не только избавить своих детей от психических патологий и прочего, но и научиться решать все конфликты правильно, слажено и без криков.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59784e6a7ddde8ed38dd3308/chem-opasny-dlia-detei-skandaly-roditelei-sovety-psihologa--597f2425482677bb9d472bff

Полезное женщинам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: