Мамам на заметку. Задержка темпов психического развития ребенка

Содержание
  1. Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности
  2. Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР
  3. Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития
  4. Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?
  5. К первой группе относится проблемная беременность:
  6. Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:
  7. И третья группа – это причины социального характера:
  8. К факторам риска появления зпр относят:
  9. Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?
  10. Что нужно знать родителям?
  11. Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек
  12. : Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР
  13. Ребенок с ЗПР…
  14. Важно:
  15. Зпр у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней зпр являются:
  16. Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей
  17. Задержка психического развития у ребенка
  18. Причины задержки психического развития у ребенка
  19. Симптомы задержки психического развития у ребенка
  20. Лечение задержки психического развития у ребенка
  21. Задержка психического развития (ЗПР) – что это такое простыми словами
  22. Мышление
  23. Память
  24. Внимание
  25. Эмоционально-волевая сфера
  26. Задержка развития ребёнка: классификация, симптомы и способы лечения
  27. Признаки и симптомы задержки развития ребёнка
  28. Задержка речевого развития у детей
  29. Возможные причины задержки речевого развития ребенка
  30. Способы лечения задержки речевого развития ребенка
  31. Признаки задержки речевого развития
  32. Нарушение зрения у детей
  33. Возможные причины нарушения зрения у ребенка
  34. Способы лечения нарушения зрения у ребенка
  35. Признаки нарушения зрения у малышей
  36. Задержка моторного развития у детей
  37. Возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой
  38. Способы лечения проблем с моторикой детей
  39. Симптомы задержки моторных навыков
  40. Как распознать задержку психического развития у детей?
  41. Возможные причины социальной и эмоциональной задержки
  42. Способы лечения задержки психического развития у детей
  43. Признаки эмоциональной или социальной задержки развития
  44. Задержка когнитивного развития ребенка
  45. Возможные причины мыслительных способностей у детей
  46. Способы лечения
  47. Признаки когнитивных задержек
  48. Заключение

Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности

Мамам на заметку. Задержка темпов психического развития ребенка

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

статьи:

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР  — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза. Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления зпр относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.

Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.

Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч.

    Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.

  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.

  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

Зпр у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней зпр являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Задержка психического развития у ребенка

Мамам на заметку. Задержка темпов психического развития ребенка

Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа.

Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них олигофрении. Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития (ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности.

Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт.

Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты.

Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени.

Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития.

Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, ссоры и насилие в семье ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития.

Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши.

Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику.

Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом.

Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией.

В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме.

Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно.

Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми.

Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи.

У таких малышей также превалирует игровой интерес.

Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

– они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

– их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

– эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности.

Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены.

Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию.

Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций.

Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания.

Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость.

У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию.

Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется.

Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей.

При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о задержке психического развития у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Источник: https://psihomed.com/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-rebenka/

Задержка психического развития (ЗПР) – что это такое простыми словами

Мамам на заметку. Задержка темпов психического развития ребенка

Прежде всего хочу сказать, что на данный момент диагноза “ЗПР” не существует – его вывели из обращения приказом Минздрава РФ в 1997 году.

Вместо “ЗПР” врачами должны выставляться соответствующие диагнозы по кодировке МКБ-10.

Тем не менее, термин “ЗПР” до сих пор часто используется и врачами, и в психолого-педагогической литературе, продолжая пугать родителей своей формулировкой. Собственно, поэтому я хочу его разобрать.

фото из открытых источников

Термин “задержка психического развития” (ЗПР) звучит достаточно удручающе – сразу возникают ассоциации с интеллектуальной недостаточностью, отсталостью.

Да, ЗПР связана с интеллектуальным развитием, но связана лишь частично. На самом деле для того, чтобы говорить о ЗПР, достаточно, чтобы у ребёнка страдала хотя бы одна из нескольких высших психических функций: память, мышление, внимание и эмоционально-волевая сфера.

То есть, для постановки ЗПР ребёнку совсем необязательно отставать интеллектуально. Достаточно, чтобы одна их психических функций не соответствовала своему возрасту.

Естественно, для каждого возраста есть свои нормы. Давайте попробуем разобраться что норма, а что не очень для разных возрастов.

Мышление

Мышление – основа интеллекта. У детей с ЗПР часто наблюдается его волнообразное развитие, но в сравнении с умственной отсталостью при грамотной коррекции ребёнка можно вывести в норму.

Мышление формируется в три этапа:

Преобладает у ребёнка до 3 лет. Ребёнок познает мир через действия с реальными предметами: он может вертеть игрушки, строить что-нибудь из них, ломать, кидать и смотреть что из этого получится.

Характерно то, что ребёнок сразу переходит к делу, не планируя своих действий.

Начинает формироваться с 2-3 лет и до 6-7 лет составляет основу мышления ребёнка.

Здесь ребёнок начинает уже не только взаимодействовать с реальными объектами, но и с их образами: осваивает логические ряды, может обобщать понятия, находить различия.

Ребёнок может представлять в уме конечный результат своих действий и планировать, поэтому его творческая деятельность также становится более упорядоченной: не простое чирканье по бумаге, а осмысленные рисунки, не размазывание пластилина, а лепка конкретных форм.

Высшая форма мышления, начинает формироваться с 5-7 лет и является основой мышления в школьном и взрослом возрасте.

Здесь ребёнок может делать выводы на основе своих знаний и опыта, не прибегая к практическим действиям: “Тарелка разбилась потому, что упала”, “Ноги промокли потому, что наступил в лужу”.

Также ребёнок начинает анализировать предметы и явления, отделяя их от своего опыта.

Если спросить у ребёнка 3-4 лет “Что такое собака?”, он ответит, основываясь на своём наглядном опыте: “Собака – это Бим, живёт у бабушки с дедушкой в конуре”.

В 5-7 лет ответ на вопрос изменится и, скорее всего, будет выглядеть так: “Собака – домашнее животное, которое охраняет дом, любит косточки, громко лает”.

Все три формы мышления остаются и используются человеком на протяжении всей жизни.

У детей с ЗПР преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Словесно-логическое может формироваться с задержкой, особенно если ребёнок испытывает проблемы с речью. Однако при должных усилиях отставание можно полностью ликвидировать.

Дети с умственной отсталостью застревают на уровне наглядно-действенного мышления часто вплоть до старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Наглядно-образное мышление формируется с трудом, особенно если требуется применение логических операций.

Словесно-образное мышление при УО если и формируется, то резко нарушено – детям трудно делать какие-либо абстрактные логические выводы, рассуждать, анализировать в уме.

Память

Неразрывно связана с развитием мышления и обучения, так как человек сначала что-то делает, запоминает опыт и использует опыт в дальнейшем как основу обучения.

При ЗПР могут наблюдаться проблемы с памятью, особенно словесной. Дети могут долго заучивать материал, при этом быстро его забывать и неточно рассказывать.

Нередки проблемы с кратковременной памятью, особенно с эхоической (кратковременной словесной), из-за чего детям может потребоваться несколько раз повторять задание и объяснение.

Внимание

Если мы говорим про внимание, то ЗПР в этой части наступает когда ребёнок не может произвольно удерживать внимание столько времени, сколько положено по возрасту.

До 3 лет к ребёнку не предъявляют никаких особых требований. В этом возрасте нормальна концентрация внимания в пределах 1-5 минут. Но постепенно требования к памяти увеличиваются:

из открытых источников

Эмоционально-волевая сфера

Формулировка “Эмоционально-волевая сфера” по сути говорит сама за себя. Это способность контролировать эмоции и побуждения волевыми усилиями.

Сюда входит умение адекватно выражать свои чувства, самооценка, способность доводить начатое до конца, самоконтроль, усидчивость, выдержка. Также относятся умение адекватно распознавать эмоции других людей, общаться и играть, следуя установленным нормам и правилам.

Для малышей 3-4 лет относительно нормальны истерики, недостаточная усидчивость, выдержка. Игры по правилам только начинают входить в их жизнь. Но проблемы в этих областях (гиперактивность, отвлекаемость, истерики, неуместные или неадекватные эмоции) уже не норма для старших дошкольников (5-6 лет) и школьников и становится основанием для постановки ЗПР.

Кстати, задержка формирования эмоционально-волевой сферы может возникнуть и у абсолютно нормального ребёнка без каких-либо заболеваний и проблем со стороны неврологии и психиатрии. Для этого малышу достаточно оказаться в неблагоприятных воспитательных условиях:

  • Среда равнодушия и безнадзорности

Развивается психическая неустойчивость, дети гневливы, плохо контролируют и выражают свои эмоции, внушаемы. Не интересуются учебой, не имеют интеллектуальных интересов.

Формирует несамостоятельность, безынициативность, безвольность, неспособность доводить начатое до конца, стремление перекладывать ответственность и любую работу на других людей. При этом формируется неадекватная, завышенная самооценка, ведь родители (в основном, грешат этим мамы) буквально пылинки сдувают с ребёнка и осыпают его незаслуженными похвалами.

Нередко мы видим черты этой формы ЗПР у взрослых людей – про таких часто говорят “маменькин сынок”.

Неврозы, навязчивости и страхи – частый спутник детей, которые воспитываются чрезмерно строгими родителями. Здесь ребёнок стремится не добиваться успеха, а избегать неудач. Страх неудач приводит к тому, что дети просто боятся начинать изучать что-то новое – “а вдруг не получится”.

Как видите, “не так страшен чёрт как его малюют“. ЗПР это не конфетка, но и не приговор. При раннем начале (до 5 лет) коррекционной работы, ЗПР в подавляющем большинстве случаев можно полностью скомпенсировать. Главное не лениться и прилагать усилия.

Спасибо, всем дочитавшим до конца!

Не забывайте ставить лайки и подписываться – так и вы, и те, кто нуждается в такой информации, сможете больше видеть по теме в своей ленте.

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти

Можно ли преодолеть алалию и другие нарушения развития?

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vse_ob_alalii_autizme_i_zpr/zaderjka-psihicheskogo-razvitiia-zpr-chto-eto-takoe-prostymi-slovami-5ed12a812a4ffd30927e5afd

Задержка развития ребёнка: классификация, симптомы и способы лечения

Мамам на заметку. Задержка темпов психического развития ребенка

В ЭТОЙ СТАТЬЕ

Каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Границы того, что считается нормой возрастных особенностей малыша, довольно условные. Об этом нужно помнить маме, которая пристально наблюдает за ростом своей ненаглядной крохи.

Но не лишним будет узнать о возможных признаках задержки развития ребёнка (речевых и психических), которые должны насторожить родителей. Такие симптомы могут говорить о проблемах в одной или нескольких сферах эмоционального, умственного или физического развития. Если ребёнку будет поставлен диагноз, это ещё не повод для паники.

Главное — вовремя принять меры, чтобы помочь малышу преодолеть трудности в будущем или даже наверстать упущенное.

Признаки и симптомы задержки развития ребёнка

Существует множество типов отклонений в развитии младенцев и детей младшего возраста. Они включают в себя проблемы с:

  • языком и речью;
  • зрением;
  • моторно-двигательными навыками;
  • социальными и эмоциональными навыками;
  • когнитивными способностями.

Нарушения могут встречаться в отдельных сферах или во всех сразу. Тогда идёт речь об «общей задержке развития ребёнка». Она возникает по одной из причин:

  • генетические нарушения, например, синдром Дауна;
  • алкогольный синдром плода (фетальный алкогольный синдром), вызванный употреблением алкоголя матерью во время беременности;
  • синдром ломкой Х-хромосомы — наследственная причина когнитивных нарушений;
  • серьезные проблемы со здоровьем, которые связанные с недоношенностью плода и проявляются сразу после рождения ребёнка;
  • другие неустановленные причины.

Рассмотрим подробней симптомы различных нарушений развития, которые могут возникнуть с момента появления малыша на свет до 2-х летнего возраста. Также поговорим о факторах, что стали причиной патологии, и о возможных методах лечения.

Задержка речевого развития у детей

Проблемы с речью у детей — очень распространённое явление. Речь является словесным выражением мыслей с помощью слов. Язык — более широкое понятие, включающее систему символов для передачи и получения информации. Сюда входит и общение с помощью языка жестов.  

Возможные причины задержки речевого развития ребенка

Речевые расстройства могут иметь место в случаях:

  • когда малыша учат разговаривать сразу на нескольких языках — это может негативно сказаться на развитии речи детей младшего возраста, но никак не относится к школьникам.
  • неспособности ребёнка к обучению;
  • жестокого обращение с детьми, отсутствии заботы;
  • дизартрии — проблемы с мышцами речевого аппарата, которые отвечают за звукопроизношение; 
  • тяжёлых проблем со слухом, которые могут быть вызваны инфекциями среднего уха или некоторыми лекарствами, травмами или генетическими нарушениями.
  • расстройства аутистического спектра — группы неврологических нарушений, которые проявляются в общении, социальном  взаимодействии и когнитивных навыках ребёнка.
  • других нарушений, не исследованных наукой. 

Способы лечения задержки речевого развития ребенка

Если ты или твой педиатр заподозрили у малыша задержку речевого развития, следует обязательно обследовать ребёнка. Для начала необходимо проверить слух, а после этого посетить логопеда.

Он осмотрит язык ребёнка, оценит произношение звуков. Возможно, порекомендует малышу упражнения при задержке речевого развития в домашних условиях или курс логопедических занятий.

В случае незначительных нарушений специалисты рекомендуют:

  • больше общаться с ребенком — разговаривайте, пойте вместе, пускай он повторяет за тобой слова и фразы;
  • ежедневно читай ребенку книги;
  • регулярно тренируй речь;
  • в случае инфекции в среднем ухе — пройти лечение.

Признаки задержки речевого развития

Проконсультируйся с врачом, если замечаешь за ребенком хотя бы один из нижеперечисленных симптомов. Также сообщи доктору, если малыш внезапно утратил способности, усвоенные ранее.

Итак, помощь специалиста необходима, если ребёнок:

В 3-4 месяца:

  • не реагирует на громкие звуки;
  • не издаёт лепет;
  • начинает лепетать, но не пытается имитировать звуки (в 4 месяца).

В 7 месяцев:

В 1 год:

  • не говорит ни одного отдельного слова (например, «мама»);
  • не понимает значения слов, таких как «пока» или «нет».

В 2 года:

  • не имеет в словарном запасе как минимум 15 слов;
  • самостоятельно не использует в речи фразу из двух слов; может только повторять слова, если его попросят;
  • разговаривает только в случае необходимости.

Нарушение зрения у детей

До 6 месяцев новорожденный видит предметы в размытом виде. У полугодовалых малышей уже развивается координация зрения обоих глаз. Но иногда этого не происходит, или появляются другие проблемы с глазками.

Возможные причины нарушения зрения у ребенка

У детей часто встречаются рефракционные нарушения зрения, такие, как близорукость и дальнозоркость. Бывают и проблемы другого рода:

  • амблиопия (ленивый глаз) — нарушение зрения в одном глазу;
  • врождённая катаракта — помутнение хрусталика глаза или другая наследственная проблема. К счастью, такое состояние встречается редко;
  • ретинопатия недоношенных — заболевание глаз, которым иногда страдают дети, родившиеся раньше положенного срока;
  • косоглазие — нарушение положения глаз.

Способы лечения нарушения зрения у ребенка

Если вовремя обратиться за врачебной помощью, можно скорректировать многие проблемы со зрением. В зависимости от вида и причины нарушения, ребенку могут потребоваться:

  • очки или контактные линзы;
  • специальные очки;
  • хирургическая операция;
  • глазная повязка.

Признаки нарушения зрения у малышей

Посети врача, если ребёнок:

В 3 месяца:

  • не следит глазками за движущимися объектами;
  • не обращает внимание на свои руки (с 2-х месяцев);
  • имеет проблемы с движением одного или обоих глаз в любом направлении;
  • большую часть времени косит глазками.

В 6 месяцев:

  • один или оба глаза все время смотрят во внутреннюю или наружную стороны;
  • испытывает постоянное слезотечение или сухость глаз;
  • не следует взглядом за объектами вблизи (на расстоянии 20-30 см) или, расположенными на расстоянии 2-х метров.

Если ребёнок потерял любой зрительный навык, приобретённый ранее, также сообщи об этом доктору. Если педиатр заподозрит у малыша проблему с глазками, он, скорее всего, даст направление к офтальмологу для уточнения диагноза.

Задержка моторного развития у детей

Проблемы в развитии моторных навыков могут проявиться в трудностях с движениями крупной моторики — таких, как ползанье и ходьба, или мелкой — например, охват пальцев при пользовании ложкой.

Возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой

У детей, родившихся преждевременно, развитие двигательных мышц может происходить в замедленном темпе.

Другие возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой:

  • атаксия — расстройство, при котором нарушается координация мышц;
  • церебральный паралич — состояние, вызванное повреждением головного мозга плода в утробе; 
  • когнитивные нарушения;
  • миопатия — болезнь мышц;
  • проблемы со зрением;
  • спина Бифида — генетическая патология, вызывающая частичный или полный паралич нижней части тела

Способы лечения проблем с моторикой детей

Врачи обычно рекомендуют стимулировать физическую активность ребёнка в повседневной жизни. Если случай сложный, могут потребоваться сеансы физиотерапии. Определенные виды физической или трудовой терапии помогают преодолеть трудности с мелкой моторикой или сенсорными нарушениями.

Симптомы задержки моторных навыков

Чтобы обнаружить болезнь на ранних сроках, будь внимательна к возможным симптомам двигательных нарушений. Кроме того, наблюдай, не перестал ли ребёнок в какой-то момент выполнять уже знакомые ему действия.

Осмотр специалиста необходим, если малыш:

 В 3-4 месяца: 

  • не пытается достать и схватить предмет, не может его удержать;
  • плохо держит голову;
  • не подносит предметы ко рту (в 4 месяца);
  • не отталкивается ногами, когда они упираются в твердую поверхность (в 4 месяца).

В 7 месяцев:

  • имеет сильно жесткие или наоборот, слишком гибкие мышцы;
  • запрокидывает голову назад, когда сидит;
  • тянется к предметам только одной рукой или не тянется вовсе;
  • не может поднести предмет ко рту;
  • не переворачивается в любом направлении (с 5-и месяцев);
  • не может сидеть без посторонней помощи (с 6-и месяцев);
  • не упирается ногами на стопу, когда вы поднимаете его в вертикальном положении.

В 1 год:

  • не умеет ползать;
  • тащит одну руку или ногу во время ползания;
  • не может стоять у опоры.

В 2 года:

  • не ходит (до 18 месяцев);
  • не становится при ходьбе с пятки на носок, или ходит только на цыпочках;
  • не может толкать игрушку на колёсиках.

Как распознать задержку психического развития у детей?

Ребёнок может испытывать проблемы взаимодействия со взрослыми или другими детьми, которые называются задержками социального и/или эмоционального развития (другими словами – задержка психического здоровья). Обычно такие проблемы проявляются до того, как малыш пойдет в школу.

Возможные причины социальной и эмоциональной задержки

Некоторые отклонения в социальных и эмоциональных сферах вызваны:

  • педагогической запущенностью;
  • неэффективным воспитанием или проблемой излишней привязанности;
  • когнитивными нарушениями;
  • другими неизвестными причинами.

Другая распространенная причина задержки социального и эмоционального развития связана с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС).

Раньше данное нарушение называлось «первазивным расстройством развития» (ПРР), аутизмом, синдромом Аспергера.

РАС включает в себя патологии, которые вызывают у ребенка трудности в общении, повторение однообразных действий в поведении и речевые проблемы.

Способы лечения задержки психического развития у детей

Медицинских препаратов, которые бы лечили аутизм, на сегодня не существует. Но коррекционные методы могут включать:

  • специальные виды поведенческой и обучающей терапии;
  • лекарственные препараты, которые помогут при проблемном поведении.

Ранняя диагностика патологии может значительно помочь ребёнку. В некоторых случаях применяется игровая терапия или методики, которые развивают привязанность между малышом и родителями.

Признаки эмоциональной или социальной задержки развития

Когда нужно обращаться к доктору? Обрати внимание на симптомы, перечисленные ниже, а также наблюдай, не теряет ли ребёнок в поведении уже приобретённые навыки. Тебя должно насторожить в действиях малыша следующее:

В 3 месяца:

  • не улыбается людям;
  • не обращает внимание на новые лица или пугается их;

В 7 месяцев:

  • отказывается обниматься;
  • не проявляет привязанности к родителям;
  • не любит находиться среди людей;
  • беспокойно ведёт себя ночью (с 5-и месяцев);
  • улыбается только по просьбе (с 5-и месяцев);
  • не смеется и не визжит (в 6 месяцев);
  • не проявляет интереса к играм в прятки (в 8 месяцев).

В 1 год:

  • не контактирует с помощью звуков, не отвечает на улыбку или мимику (в 9 месяцев);
  • не делает машущих движений руками, не пытается достать предмет и не указывает на него.

Задержка когнитивного развития ребенка

Когнитивные расстройства связаны с мыслительными способностями. У ребёнка могут быть сложности с концентрацией внимания, памятью, воображением, принятием простых решений.

Возможные причины мыслительных способностей у детей

К отклонениям в когнитивной сфере приводят:

  • различные трудности в процессе обучения;
  • воздействие алкоголя или токсических веществ, таких как свинец, на плод во время беременности и после рождения ребёнка;
  • педагогическая запущенность в младенчестве или в раннем детстве;
  • Синдром Дауна и другие генетические расстройства;
  • отклонения аутистического спектра;
  • серьезные проблемы со здоровьем у новорожденного;
  • другие неизвестные причины.

Способы лечения

Как и в случае других проблем в развитии ребёнка, своевременное обращение к специалистам поможет успешно скорректировать нарушения. Регулярные занятия дают положительные результаты в развитии определенных когнитивных навыков. Педагоги и терапевты проводят игровую или поведенческую терапию, а также дают рекомендации родителям, как заниматься с ребёнком дома.

Признаки когнитивных задержек

Покажи ребёнка специалисту, если он:

В 1 год:

  • не ищет предметы, которые родители спрятали в присутствии малыша;
  • совсем не использует жестикуляцию, например, не машет рукой;
  • не указывает на предметы, картинки;

В 2 года:

  • не понимает предназначения простых предметов, например, расчески, телефона или ложки;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не повторяет слова и действия.

Наблюдая за развитием когнитивных способностей, также следи за усвоенными навыками ребёнка. Если в какой-то момент он внезапно перестал выполнять привычные действия — сообщи врачу.

Заключение

Помни, все дети — разные и могут иметь индивидуальные особенности в характере и поведении. Истинные патологии развития ребёнка может определить только специалист. Большинство отклонений в детском возрасте не являются сложными, и проходят с возрастом.

Но даже если у ребёнка серьёзный диагноз, не стоит сильно расстраиваться. Главное — вовремя найти хорошего специалиста и чётко следовать его рекомендациям. Регулярно проходи с ребёнком медицинский осмотр, во время которого врач оценит состояние ребенка и прогресс от лечения.

К счастью, именно в раннем детстве успешно корректируются многие проблемы в развитии.

Читайте так же:  Как отучить ребенка кусаться и можно ли кусать в ответ

Источник: https://yamama.club/zaderzhka-razvitiya-rebyonka-klassifikaciya-simptomy-i-sposoby-lecheniya/

Полезное женщинам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: